
Когда слышишь про карбид бора в контексте горной техники, первое что приходит на ум — это либо панацея от всех проблем с износом, либо неподъёмно дорогой материал для космических технологий. На деле же всё оказалось куда интереснее, особенно когда начал работать с китайскими поставщиками вроде ООО Шимань Босэн Технолоджи Абразив. Их сайт https://www.cn-boroncarbide.ru стал для меня отправной точкой, когда искал альтернативы европейским абразивам.
Помню, как в 2018 году на одном из карьеров в Кузбассе столкнулись с аномально быстрым износом конвейерных роликов — обычные твердосплавные напыления держались максимум три месяца. Тогда и задумался: а что если попробовать карбид бора? Коллеги крутили у виска, мол, стоимость за килограмм сопоставима с месячной зарплатой машиниста экскаватора. Но при детальном расчёте оказалось, что замена узлов происходит в 4-5 раз реже.
Особенно показательна история с буровыми коронками для песчаников. После перехода на напыление B4C от Шимань Босэн (их марка 'Хуангэн') межремонтный интервал увеличился с 280 до 950 моточасов. Правда, пришлось повозиться с технологией нанесения — стандартные методы не подходили, требовалась специальная подготовка поверхности.
Сейчас уже очевидно, что главное преимущество — не просто твёрдость, а сочетание износостойкости с химической инертностью. В кислых грунтах, где карбид вольфрама начинал крошиться за сезон, B4C показывает стабильность даже после двух лет эксплуатации.
Самое большое заблуждение — что можно просто взять и заменить им любой износостойкий материал. В 2019 году чуть не угробили партию новых скреперных лезвий, когда нанесли B4C тем же слоем, что и карбид вольфрама. Результат — отслоение через неделю работы. Пришлось вызывать технолога от поставщика, чтобы разобраться в нюансах адгезии.
Ещё момент — разница в термическом расширении. При сварке конструкций с B4C-напылением нужно учитывать коэффициент расширения, иначе появляются микротрещины. На собственном опыте убедился, что лучше использовать многослойное напыление с переходными слоями.
С поставщиком типа ООО Шимань Босэн Технолоджи Абразив важно сразу оговаривать гранулометрический состав. Их производственная линия на 2000 тонн позволяет делать фракции от 0.5 до 50 мкм, но для разных применений нужны разные марки. Например, для гидроабразивной резки лучше подходит B4C с размером частиц 20-30 мкм, а для напыления — 5-10 мкм.
На обогатительной фабрике в Норильске в 2020 году перевели на B4C сопла гидромониторов. До этого меняли каждые 2 недели из-за абразивного износа от пульпы с высоким содержанием кварца. С карбидом бора от китайского производителя ресурс вырос до 4 месяцев, несмотря на рабочее давление в 150 атмосфер.
Интересный опыт был с защитой ковшей экскаваторов при работе в вечной мерзлоте. Лёд с каменистыми включениями буквально съедал сталь за сезон. Наварили пластины с B4C-напылением — за три года износ составил не более 15% от первоначальной толщины.
Сейчас тестируем B4C в подшипниковых узлах буровых установок. Пока результаты противоречивые: при высоких радиальных нагрузках работает идеально, но при ударных нагрузках появляются сколы. Видимо, нужно дорабатывать конструкцию узла.
Многие отказываются от B4C из-за цены, но редко кто считает полную стоимость владения. На примере дробильных плит: обычные служат 3 месяца, с напылением B4C — 14 месяцев. При этом стоимость увеличивается всего в 2.5 раза, а трудозатраты на замену сокращаются в 4 раза.
Особенно выгодно применение в труднодоступных местах. На северных месторождениях, где доставка комплектующих занимает недели, увеличение межремонтного интервала даже на 20% даёт существенную экономию.
У Шимань Босэн с их производственными мощностями в 3000 тонн карбида бора в год есть интересное предложение — они готовы делать индивидуальные смеси под конкретные условия. Мы, например, заказывали состав с добавлением нитрида титана для работы в высокотемпературных условиях.
Сейчас вижу главную проблему не в стоимости, а в нехватке квалифицированных специалистов по применению. Большинство технологов привыкли работать с традиционными материалами и не понимают специфики B4C.
Из объективных ограничений — хрупкость при толщине слоя более 2 мм. Приходится идти на хитрости, делать комбинированные покрытия. Китайцы в этом плане предлагают интересные решения, у них есть патенты на многослойные структуры.
Думаю, будущее за гибридными решениями. Уже сейчас экспериментируем с B4C в сочетании с полиуретановыми матрицами для защиты резиновых конвейерных лент. Предварительные результаты обнадёживают — износ снизился в 8 раз по сравнению со стандартными решениями.
Кстати, у того же ООО Шимань Босэн Технолоджи Абразив есть разработки по модифицированным маркам B4C специально для горной техники. Говорят, уже в следующем году запустят пробную партию с улучшенной ударной вязкостью. Если promises сбудутся, это может перевернуть представление о применении карбида бора в отрасли.